АО "Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations"
Наверное, многие из нас уже не раз слышали такой термин “Стартап”, и большинство уже имеет примерное представление о том, что это молодая, начинающая компания или даже просто команда людей, объединенная желанием реализовать свою интересную бизнес-идею.
В средствах массовой информации термин “Стартап” первый раз был использован в журнале Forbes в августе 1976 года. Примеры успешного роста от маленькой “гаражной” компании до супергиганта способствовали широкому распространению этого термина. Hewlett-Packard, Google, Apple — список таких “гигантов бизнеса”, начинавшихся с маленьких компаний, весьма обширен.
Иными словами, “стартап” это всегда сначала “идея”, а дальнейшее ее развитие — это ряд последовательных успешных действий, способных превратить ее в продукт, приносящий прибыль, или, иными словами, коммерциализация.
В свою очередь, залог успешной коммерциализации “идей” — это правильное понимание, кто твой клиент и насколько качественно “стартап” может удовлетворить его потребности.
Любая инновация направлена на появление сначала конкурентоспособного продукта, затем успешной компании, что в итоге влияет на развитие отрасли и, наконец, страны.
Принято считать, что жизненный цикл “стартапа” состоит из нескольких этапов:
На этом этапе сформированная вокруг “идеи” команда “единомышленников” ставит перед собой цели проанализировать рынок, изучает потенциальных клиентов, их спрос, какие конкуренты уже работают на этом рынке. Полученные результаты помогают сформировать видение, а также ложатся в основу Бизнес-плана и Финансовую модель.
Здесь команда уже воплощает какую-то базовую версию продукта, “идея” обретает свой первоначальный вид, обрастает функционалом, какими-то особыми “фишками” и перспективными наработками.
На “бумаге” формируется список новых функции, которыми надо дополнить продукт, то есть появляется “техническое задание”, продукт постоянно тестируется и проверяется. Возможно, есть необходимость дать попробовать “погонять” его своим “знакомым” для сбора отзывов и предложений.
Настал период первых продаж, команда разрабатывает маркетинговую стратегию, ищет свою нишу на рынке, формирует клиентскую базу, главное, чтобы о продукте узнала целевая аудитория. По результатам первых продаж формируется Стратегия коммерциализации, которая должна служить ориентиром для развития бизнеса.
На всех этапах реализации стартапа команда интенсивно ищет средства для покрытия расходов. И если на начальной стадии источниками таких средств могут служить собственные накопления или спонсорство друзей и родственников, то в дальнейшем для привлечения финансовых средств в стартап не обойтись без инвесторов, бизнес-ангелов и венчурных фондов.
Для этого критически важно выстроить правильную стратегию коммерциализации. Запуск нового продукта на рынке является последним и важным шагом всего процесса от идеи до готового продукта, его результат — это заслуженная победа за все те усилия и ресурсы, которые команда приложила на своем пути к нему.
Очень многие стартапы “спотыкаются” на этом моменте, посчитав что все необходимое уже сделано и продукт “вышел на рынок”. И вот проходит определенное время, продаж еще нет, денег на покрытие текущих операционных расходов не хватает. Занимают выжидательную позицию и бизнес-ангелы, ожидая положительного отклика от рынка. Многие стартапы рассыпаются “в пыль” на этом этапе. У этого этапа даже термин есть “Долина смерти стартапов”. “Погуглите”, очень мотивирует.
Как не попасть в такую ловушку? Тут на выручку приходит государство. Это, пожалуй, самый “непонятный” инвестор. В долю не вступает, процент от прибыли не просит, но при этом очень требователен в части исполнения взятых обязательств. Напоминает строгих родителей, которые воспитывают в своих детей ответственность и самодисциплину, в расчете, что это поможет им в дальнейшем стать успешными.
Основная поддержка от государства оказывается по двум направлениям. Собственно первое из них это инкубация и акселерация.
Astana Hub, MOST, кластер Nuris — это те, что на “слуху”. Они помогают сформировать полноценный стартап, команде стартапа получить различные полезные компетенции “skills”, доработать и сформировать свой MVP, обрести полезные связи и знакомства. Этакий проводник в стартап-сообществе.
Второе направление — это инновационный грант QazInnovations. Грант — это безвозмездная финансовая помощь государства стартапу, взамен на полное исполнение обязательств и целей, определенных самим стартапом в поданной заявке.
Именно здесь ключевую роль играет правильно составленный Бизнес-план, содержащий стратегию коммерциализации с описанием, где, когда и как представить готовый продукт на рынке, а также оценку влияния, которое продукт будет иметь среди потребителей и конкурентов, Финансовую модель, содержащую “математику” доходов и расходов. Важно понимать, что QazInnovations не участвовал в создании и запуске Вашего стартапа и оценивает его именно по вышеперечисленным документам. Тем важнее их полное и правильное заполнение. Это организации открыты, можно всего позвонить, прийти и получить консультацию и поучаствовать в конкурсах. В настоящее время приоритетными направлениями развития инноваций Государство определяет IT-решения, био-, фарм- технологии, услуги и экспортоориентированная продукция, для развития которых ставка на стартапы остается актуальной.
Очевидно, от идеи до коммерциализаций технологии стартапера ждет огромная работа, при этом мало хорошей идеи и сильной команды. Мировая практика показывает, что на фоне заинтересованности бизнесменов, инвесторов и государства не более 10% всех проектов получают достойное развитие.
Источник: bluescreen.kz