АО "Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations"

Методология трекинга в Казахстане. Первые 18 экспертов.

В нефтяной корпорации задумали сделать цифровую бурильную установку. Кто-то сказал, что это повысит эффективность и будет востребовано не только в стране, но и за рубежом. Отлично, выделили деньги, собрали проектную команду и поехали. Через 20 месяцев и несколько десятков миллиардов тенге был готов первый опытный образец. Тут бы и отпраздновать, но нет. Оказалось, что установка никому не нужна – тот, кто продвигал идею давно уволился, а другие компании интереса не проявляют. Итог – 2.5 года работы специалистов, потерянные миллиарды и зомби-проект на балансе.

Почти в это же время один предприниматель задумал стартап Цифровой фитнес-тренер. Дескать карантин, а поддерживать форму нужно. Да и вообще удобно ведь. Он продал квартиру, доставшуюся от бабушки, нанял программистов и через полгода проект был готов – модное приложение появилось в магазине AppStore и Google Play. За следующие шесть месяцев он заработал на нем… 36 долларов.

Что объединяет эти два кейса? Оба они находились на стадии идеи. Вместо того, чтобы пройти по продуктовому пути – через проблемные интервью, MVP, первые продажи к востребованности рынком и масштабированию – они решили срезать углы и сразу стали создавать готовый продукт.

А могли поступить иначе, действуя самостоятельно? Вряд ли. Ежегодный отчет CB Insight (компании, изучающей стартапы) показывает, что 92% новых бизнесов и продуктов проваливается в первые три года жизни. Причина та же самая – из кокона идеи трудно увидеть тот самый продуктовый путь. Именно поэтому в проектах с высокой неопределенностью (а сейчас это практически любой бизнес) появились трекеры – эксперты, которые проводят команду и основателей по продуктовому пути с наименьшими потерями. Они помогают выделить ключевую метрику, сформулировать в ее отношении быстрые и дешевые гипотезы, найти свой клиентский сегмент. Отлично знают методологию Lean, юнит-экономику, Customer Development и другие фреймворки, которые раньше использовались только для стартапов, а теперь – повсеместно.

И кстати в июле в Казахстане появилось 18 таких экспертов при поддержке QazInnovations и Академии трекеров.